Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ) .
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Принципы здоровьесбережения:
«Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
— медико-профuлактические;
— физкультурно-оздоровительные;
— здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;
— технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
— здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
— валеологического просвещения родителей.
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
— организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
— организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;
— организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;
— организация профилактических мероприятий в детском саду;
— организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиН;
— организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Валеологическое просвещение родителей.
Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Для реализации всех направлений работы по здоровьесбережению необходимо создание в ДОУ единого здоровьезберегающего пространства.
Профилактические работы, направленные на оздоровление детей.
Лечебно-профилактическое направление:
дыхательная гимнастика – ежедневно;
закаливающие процедуры – ежедневно;
гигиенические и водные процедуры: умывание; мытье рук; игры с водой; обеспечение чистоты среды;
свето-воздушные ванны: проветривание помещений (в том числе сквозное); сон при открытых фрамугах; прогулки на свежем воздухе; обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
специальное закаливание: босохождение; игровой массаж; обширное умывание;
свето- и цветотерапия: обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и обазовательного процесса.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм: питьевой режим, смена постельного белья, переодевание в специальную форму перед занятиями, соблюдение режима проветривания.
Строгое соблюдение режима дня в образовательном учреждении и дома.
В наиболее эпидемиологичные периоды проводится следующий комплекс витаминотерапии:
прием витаминов «Ревит»;
кварцевание групп на период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппа;
натуропатия (чесночные бусы на период заболевания гриппом, ОРВИ);
искусственная витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой;
оксалиновая мазь в нос.
Физкультурно-оздоровительное направление:
1. Образовательная работа:
физкультурные занятия в зале и на улице – ежедневно;
физкультминутки – ежедневно;
подвижные игры и физкультурные упражнения на прогулке – ежедневно;
гимнастика после сна – ежедневно;
утренняя гимнастика в зале и на улице – ежедневно.
обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим (адаптационный период);
музыкотерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов; музыкальное оформление фона занятий;
физические упражнения: корригирующая гимнастика;
подвижные и динамичные игры;
профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, улучшение осанки, плоскостопие, нарушение зрения).
2. Секционно-кружковая работа: в зависимости от возможностей ДОУ.
3. Активный отдых:
физкультурные досуги – один раз в месяц;
физкультурные праздники – один раз в квартал;
день здоровья – один раз в месяц;
самостоятельная двигательная деятельность – ежедневно.
Образовательная работа регламентируется расписанием занятий, составленным с учетом программы и возрастных особенностей детей. Занятия познавательного цикла на протяжении всех пяти дней чередуются с прогулками на свежем воздухе, физкультурными занятиями, играми, лечебной гимнастикой. Учебная нагрузка в дошкольном возрасте не превышает предельно допустимой нормы. Занятия длятся от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы. Ежедневно обязательными являются две прогулки (в первую и вторую половину дня), дневной сон, четыре приема пищи, игровая деятельность малой и большой подвижности, утренняя гимнастика, гимнастка после сна.
Сотрудничество с семьями:
консультации со специалистами – один раз в неделю;
день открытых дверей – два раза в год;
«Папа, мама, я – спортивная семья» – один раз в год;
информационный уголок здоровья – один раз в месяц.
Проведение санитарно-просветительной работы для родителей по темам: «Режим дня для часто болеющих детей»; «Закаливание ребенка дома»; «Питание ребенка дома и в детском саду»; «Профилактика глистных заболеваний»; «Вредные привычки у родителей, курение, употребления алкоголя – их влияние на детей»; «Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей».
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, педагогов ДОУ и родителей.